6 сент. 2011 г.

Государство и рынок в переходной экономике 2

ГОСУДАРСТВО И РЫНОК: НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ 

Вячеславв Кредисов
Киев 2009

Продолжение. Первая часть статьи

За годы экономических реформ в Украине социальное неравенство существенно обострилось. К тому же, высокий уровень расслоения сочетается в Украине с отсутствием значительной прослойки среднего класса, который является гарантом социальной стабильности и прогресса, а также утверждения институтов гражданского общества. Представители ряда профессиональных групп (врачи, работники образования, ученые, инженеры), которые еще в начале трансформационного периода имели средние (по отечественным стандартам) доходы и играли стабилизирующую роль в обществе, сегодня в большинстве своем оказались среди "новых бедных". В какой-то степени проблемы бедности и социального неравенства пытаются смягчить государственные органы социального обеспечения, через которые, в частности, и реализуются программы помощи бедным. 


Еще один вид неполноты страхового рынка, особенно актуальный в условиях переходной экономики, – это страхование вкладов населения в коммерческие банки и другие кредитно–финансовые учреждения. В современной украинской действительности существует большая нестабильность платежеспособности кредитно-финансовых институтов, поэтому хранение населением своих сбережений в коммерческих банках, инвестиционных компаниях, частных инвестиционных фондах и страховых компаниях может подвергаться значительному риску. Страхование такого вида риска на коммерческой основе тоже не выгодно. В этом случае роль государства заключается в том, чтобы в принудительном, законодательном порядке обязать кредитно–финансовые институты отчислять определенную сумму в страховые фонды, призванные уменьшить потери вкладчиков и покупателей других обязательств в случае банкротства таких институтов. 

Существующая в Украине неполнота рынка капитала обнаруживается также при кредитовании мелкого предпринимательства, что становится причиной ограничения их развития. В подобной ситуации государству необходимо участвовать в обеспечении капиталом малого бизнеса, или частично гарантируя возврат кредитов, или кредитуя его на условиях, более льготных, чем те, которые предлагаются частными кредито­рами. В противном случае предложение капитала мелким предпринимателям может оказаться недостаточным или недоступным по своим условиям. 

Несостоятельность рынка связана также с внешними эффектами. Экономическая деятельность людей порождает внешние эффекты, названные так потому, что они не улавливаются рыночным механизмом, а следовательно – частично или полностью "выскальзывают" из–под его влияния. Иначе говоря, эта несостоятельность – внешние эффекты производства и потребления – стала причиной участия государства в хозяйственной деятельности при рыночной модели экономики. Она влияет не только на продавцов и покупателей товаров и услуг, но и на "третьих" лиц, не участвующих в производстве и потреблении соответствующих товаров. 

Поскольку внешние эффекты не получают рыночной оценки, то обусловленные существованием таких экстерналий общественные потери или выгоды не совпадают с частными потерями или выгодами. В частности, отрицательные внешние эффекты возникают, если деятельность одних лиц или фирм наносит другим лицам, фирмам или всему обществу ущерб, который, к тому же, не возмещается через рыночный механизм. 

Отрицательные внешние эффекты выражаются, прежде всего, в загрязнении окружающей среды и в чрезмерной эксплуатации ограниченных природных ресурсов. Ведь без регламентации условий использования окружающей среды, а также эксплуа­тации ограниченных природных ресурсов каждый их пользователь наносит ущерб интересам партнеров, вследствие чего эффективность производства снижается. 

Чтобы устранить или, по крайней мере, ослабить последствия отрицательных внешних эффектов, используют частичные решения проблемы экстерналий. Одно из них – интернационализация внешних эффектов, то есть превращение их из внешних во внутренние. Интернализация может быть достигнута, например, при объединении в одно хозяйственное образование, скажем, производства, загрязняющего реку, с производством, использующим воду из этой реки ниже по течению, а также с предприятиями услуг, специализирующимися на обеспечении отдыха на ее же берегу. В таком случае расходы по очистке воды будут ложиться и на того, кто загрязняет реку. 

Другой способ уменьшения отрицательных экстерналий заключается в установ­лении достаточно четких прав собственности на использование ресурсов и свободной торговле этими правами, что позволило бы определить масштабы загрязняющего производства на эффективном уровне. Такое решение возможно, если трансакционные затраты на заключение соглашения между теми, кто порождает отрицательные внешние эффекты, и теми, кто от них страдает, довольно низки; количество лиц, причастных к внешним эффектам, не очень велико, а источники экстерналий могут быть четко установлены. 

Указанные ограничения – не единственный недостаток частичных решений проблемы экстерналий. Из–за неполноты информации не всегда возможно обоснован­но определить величину компенсации за ущерб, наносимый отрицательными внешними эффектами. Права собственности, базирующиеся на так называемом "обычном праве", то есть на сложившейся традиции, могут быть недостаточно эффективными. Решение проблемы окажется успешнее, если права собственности оформлять юридически, опираясь на установленные государством нормы правовой системы. 

Таким образом, частичные решения проблемы экстерналий не всегда возможны. Трудности со смягчением последствий от внешних эффектов частным путем требуют государственного вмешательства, направленного на устранение неэффективности, порождаемой экстерналиями. 

Государство использует несколько рычагов регулирования отрицательных внешних эффектов. В их числе–штрафы, субсидии, регламентации (распоряжения, ограничения и нормы), создание юридической системы прав собственности. С их помощью можно добиться общественно эффективного уровня отрицательных внешних эффектов. При таком уровне учитываются как польза, приносимая производством и потреблением товаров и услуг, с которыми связано возникновение этих экстерналий, так и соотношение между расходами по уменьшению экстерналий и сокращением ущерба от их снижения до уровня, который бы позволял природе самоочищаться. 

Одним из способов уменьшения отрицательных внешних эффектов являются штрафы, налагаемые на виновника их появления. Если размер штрафа равен разнице между общественными и частными затратами, то производитель стимулируется к уменьшению объема выпуска, а уравновешенный размер производства, связанного с отрицательными внешними эффектами, устанавливается на эффективном уровне. Однако здесь возникает проблема определения размера штрафа, который бы отвечал требованиям эффективности. В то же время значительной величины достигают расходы по контролю за загрязнением, для уменьшения которых целесообразно установить пороговый (запретный) уровень загрязнения, превысив который, его виновник обязан уплатить очень высокий штраф и (или) прекратить производство. 

Для уменьшения отрицательных внешних эффектов могут применяться субси­дии, предоставляемые для компенсации расходов, например, на установку очистных сооружений, позволяющих снизить загрязнение окружающей среды, или с целью сокращения "грязного" производства до общественно эффективного уровня. Формально, субсидии снижают общественные затраты, но фактически все общество несет бремя этих затрат, поскольку субсидии финансируются государством за счет налогов. 

Чаще всего применяются различные формы регламентации. Но их использование порождает дополнительные затраты, обусловленные необходимостью постоянного контроля за выполнением установленных норм. Разновидностью регламентации выступает ресурсное регулирование (например, требование установки разных фильтров). Выполнение этих требований легче контролировать. В рамках ресурсного регулирования можно использовать регламентацию объема производства. Однако в этом случае, как и при субсидировании, нарушается нормальная работа рыночного механизма, а следовательно – и эффективное распределение ресурсов. 

Штрафы позволяют добиться эффективного распределения ресурсов в том случае, когда они принуждают производителя нести общественные затраты, превышающие уровень частных затрат. 

Различные виды регламентации недостаточно эффективны, поскольку общественные затраты по уменьшению загрязнения различны для разных фирм и зависят от местных условий, плотности населения и других факторов. Однако регламентация представляет собой одно из наиболее распространенных средств контроля за отрицательными экстерналиями. 

Каждая форма регулирования и контроля отрицательных экстерналий по–разному влияет на распределение прибылей. В силу этого совершенно не обязательно самый эффективный метод регулирования оказывается и наиболее желательным. 

Различные способы государственного влияния на отрицательные внешние эф­фекты сталкивают интересы разных экономических агентов. Собственники "грязных" производств хотят, чтобы для регулирования их деятельности государство использовало субсидии, а не штрафы, ведь это меньше сказывалось бы на их прибылях. К тому же штрафы затрагивают интересы не только производителей, но и потребителей их продукции, поскольку фирмы стремятся переложить на них собственные затраты, которые выросли, повысив цены. 

Для налогоплательщиков, за чей счет государство выдает субсидии, лучше, если для влияния на источники экстерналий используются штрафы. При выборе способа регулирования отрицательных внешних эффектов необходимо учитывать цену, которую общество вынуждено платить за уменьшение отрицательных экстерналий в виде трансакционных и информационных затрат, которые выше при штрафах и регламентациях. 

Еще одна несостоятельность рынка связана с отсутствием механизма, который бы обеспечивал поддержание равенства, отвечающего представлениям общества о социальной справедливости. Рынок в чистом виде в принципе способен обеспечить экономическую эффективность, однако даже в условиях со тельность свидетельствует о несовершенстве рынка. В той или иной форме она требует от государства или регулирования экономических процессов, или непосредственного участия в них в качестве особого агента рыночных отношений. 

Неспособность рынка удовлетворить потребности общества в товарах и услугах, с которыми связано возникновение положительных внешних эффектов, порождает проблему общественных благ. Рыночный механизм обеспечения потребностей не срабатывает, если они не выступают в соответствующем платежеспособном спросе. Для преодоления противоречия между производством и потребностями в общественных благах необходимо участие государства в их некоммерческом обеспечении. Государство решает эту проблему, финансируя производство общественных благ в принудительном порядке, через налоговую систему. 

Если же сосредоточить в руках государства производство и распределение товаров, то неизбежно порождаются неравновесие между спросом и предложением и хронический дефицит этих товаров. Такой способ решения проблемы влечет за собой большие потери времени на ожидания в очереди и попытки обойти ее, что наблюдалось до недавнего времени и выражалось в создании привилегированных распределителей (часто по более низким ценам) и в торговле "из–под полы" на "черном рынке". Стремление обеспечить снабжение наиболее насущными товарами за счет "уравниловки" в их потреблении путем нормирования делает невозможным учет различий в потребностях и желаниях разных людей. К тому же нормирование нарушает суверенитет потребителей. 

Недостатки государственного обеспечения потребностей общества в частных това­рах не всегда свидетельствуют, что во всех случаях целесообразно предоставлять такую возможность лишь частному сектору. Иногда предоставление таких частных благ, как медицинские услуги, образование и обеспечение жильем, берет на себя государство. Одна из основных причин, которая обусловливает необходимость участия государства в обеспечении общества такими товарами и услугами, – это проблема социальной справедливости, не поддающаяся решению чисто рыночным путем. 

Распределение благ можно изменить также через распределение ресурсов, которые имеет в своем распоряжении общество. Но сам рынок лишен механизма, который бы позволял это сделать. Сам он устанавливает экономическую справедливость в том смысле, что более компетентный, более толковый предприниматель, имеющий в своем распоряжении большие и лучшие ресурсы, оказывается в лучшем экономическом положении, и наоборот. Именно в этом заключается рыночное значение экономической справедливости: каждый получает за свой труд. К тому же конкуренция вынуждает в соответствии с потребностями членов общества эффективно распределять ресурсы (труд, капитал, землю, знания и предпринимательские способности) по разным сферам и отраслям экономики. 

Следовательно, распределение, обеспечиваемое рыночным механизмом в условиях совершенной конкуренции, не означает социального равенства. Для приближения к нему необходимо государственное перераспределение благ. В этом заключается одна из функций государства в рыночной экономике. 

Значимость такой функции особенно велика в переходной экономике, для которой характерны дифференциация растущих дохода и богатства, неодинаковая адаптация людей к быстро меняющимся экономическим условиям и массовое обнищание в связи с шоковой терапией, падением объемов производства товаров и оказания услуг, высокой инфляцией, изменениями в структуре экономики, изменением жизненных приоритетов и смещениями в системе общественных ценностей. 

Таким образом, в условиях переходной экономики рыночная система – вслед­ствие внутренне присущих ей несостоятельностей – не способна самостоятельно, без вмешательства извне, решить все проблемы обеспечения потребностей общества в необходимых ему товарах и услугах. Поэтому государство должно взаимодействовать с рынком там, где обнаруживаются рассмотренные несостоятельности рыночного механизма, а именно:
  • нейтрализовать разрушительное действие монополии
  • обеспечивать предпринимательство достоверной информацией в достаточ­ном объеме
  • дополнять рынок страховых услуг мерами по обеспечению общественно нормального достатка
  • превращать рыночные экстерналий в экономические интерналии
  • поддерживать социальное равенство в обществе как предпосылку для стабиль­ности рыночных преобразований
При таком взаимодействии агентов экономических отношений, которые действуют на рынке на свой страх и риск в собственных интере­сах, конкуренция принуждает их делать то, что удовлетворит потребности общества.

Вячеслав Кредисов
  • Stumble This
  • Fav This With Technorati
  • Add To Del.icio.us
  • Digg This
  • Add To Facebook
  • Add To Yahoo

0 коммент.:

Отправить комментарий